Интересно, что пункты 1 и 2 статьи 4 Соглашения дают налоговым органам широкую дискрецию по определению резидентства физического лица для целей налогообложения.
С учетом отсутствия в ОАЭ налога на доходы физических лиц становиться очевидным, где именно будут применяться новые правила.
Итак, Резидент — это любое лицо, подлежащее налогообложению в стране на основании его места жительства, постоянного местопребывания.
Однако, в упомянутом пункте 2 есть несколько опций, как налоговые органы могут определить резидентство физического лица:
Основным критерием будет являться наличие постоянного жилья в государстве проживания, а при наличии жилья в обеих юрисдикциях определение статуса налогового резидентства будет происходить по дополнительному критерию — наличия «более тесных личных и экономических связей (центр жизненных интересов)».
С учетом отсутствия сложившейся судебной практики по данному вопросу можно предположить, что определять степень того обладает физическое лицо «тесными» или «не тесными» личными связями будет налоговые инспектор по своему усмотрению.
Важно, что налоговые органы обеих стран располагают данными о личных счетах проверяемых, полученными в рамках автоматического обмена информацией между странами.
На практике может получиться, что даже если вся семья физического лица проживает с ним в ОАЭ большую часть года, но источник дохода связан с Россией, то отечественные налоговые органы смогут обложить налогами зарубежные доходы такого лица.
С учетом новых норм Соглашения о налогообложении доходов физических лиц с применением принципа «центра жизненных интересов» гражданам следует оценить личные налоговые риски и принять соответствующие меры по их минимизации.