Данная консультация налогового юриста (адвоката) имеет общий, ознакомительный характер.
Важно: каждая выездная налоговая проверка уникальна, поэтому для сопровождения выездной налоговой проверки и подготовки возражений рекомендуется привлекать профессионального налогового консультанта, юриста или адвоката
Цель данной налоговой консультации — это первичное ознакомление налогоплательщика со своими правами и обязанностями при прохождении выездной налоговой проверки и мероприятий налогового контроля, а также при подготовке возражений на акт налоговой проверки и апелляционной жалобы на решение по налоговой проверке.
Отдельно обращаем внимание, что не стоит питать иллюзий относительно цели любой проверки, проводимой контролирующими органами, в том числе налоговой инспекцией. Любая выездная налоговая проверка в отношении юридического лица (налогоплательщика) представляет собой сбор доказательной базы, подтверждающей вину налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов.
Итак, рассмотрим алгоритм поведения налогового органа при выборе организации для проведения выездной проверки.
На практике любая выездная налоговая проверка проводиться на основании данных продпроверочного анализа, целью которого является сбор первичной информации и фактов, подтверждающих, что организация уклоняется от обязанности по уплате налогов, прежде всего налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организации.
Источниками получения такой информации являются:
1. Данные представляемые самим налогоплательщиком и его контрагентами в рамках камерального контроля (декларации и документы);
2. Информация и документы, получаемые налоговыми органами у контрагентов налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ;
3. Информация и документы, представляемые кредитными учреждениями (банками), в которых открыты счета налогоплательщика и его контрагентов;
4. Инструменты автоматического налогового контроля (АСК «НДС-2», АИС «НАЛОГ-3»), которые устанавливают налоговые разрывы и «фирмы-однодневки»;
5. Допросы (опросы) любых лиц которым может быть известна информация имеющая значение для осуществления налогового контроля, в том числе уволенных работников;
6. Информация и документы от правоохранительных и иных контролирующих органов (ФТС, ФСБ и т.д.).
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован положениями статьи 89 НК РФ.
После получения необходимых сведений о налогоплательщике, руководителем территориального налогового органа или его заместителем может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки.
Если проверяемая организация признается крупнейшим налогоплательщиком для целей налогового контроля решение о проведении выездной налоговой проверки принимается инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам соответственно.
В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки организации на основании пункта 1 ст. 89 НК РФ, указанное решение должно быть вручено уполномоченному представителю такой организации.
Получив решение налоговые юристы S’Mart group рекомендуют ознакомиться с его содержанием, посколькув решении о проведении выездной налоговой проверки организации обязательно должны быть отражены следующие сведения:
— Наименование организации и его организационно правовая форма;
— Наименования налогов и сборов, по которым будет осуществлен контроль их исчисления и уплаты;
— Налоговые периоды (года) в пределах которых инспекция осуществит проверку;
— Фамилии, имена и отчества, а также должности инспекторов, которым поручено проведение проверки.
Если в состав проверяющих включены сотрудники правоохранительных органов, то их ФИО и должности также должны быть зафиксированы в рассматриваемом решении.
Важно помнить, что в рамках выездной налоговой проверки организации налоговая служба может осуществить контроль правильности исчисления и уплаты всех видов налогов, но налоговые юристы отмечают, что в основном инспекцию интересует НДС, налог на прибыль и НДФЛ, а проверке в большинстве случаев подлежат организации, состоящие на общей системе налогообложения.
Как правило, одновременно с решением на основании ст. 93 НК РФ налогоплательщику вручают требование о представлении документов. Данное требование также может быть направлено налогоплательщику заказным письмом по почте.
Налоговые юристы отмечают, что в случае почтового направления, в не зависимости от фактического получения налогоплательщиком требования, оно будет считаться полученным на шестой день его направления.
Кроме этого, требование может быть направлено по телекоммуникационным каналам связи.
При сопровождении выездных налоговых проверок налоговые юристы S’Mart group рекомендуют обращать внимание на все обстоятельства сбора и получения тех или иных доказательств вины налогоплательщика, как и на сами доказательства. Анализ обстоятельств и доказательств на предмет их допустимости и относимости поможет успешно разрешить налоговый спор с ИФНС.
В ходе налоговой проверки инспектора налоговой службы имеют право проводить следующие мероприятия налогового контроля:
• Истребование документов у налогоплательщика и его контрагентов (ст. 93 и ст. 93.1 НКР);
• Запросы в банки, в которых открыты счета налогоплательщика и его контрагентов с целью выявления схемы движения денежных средств и иных обстоятельств (ст. 86 НК РФ);
• Допрос уволенных и текущих сотрудников налогоплательщика, сотрудников контрагентов (ст. 90 НК РФ);
• Проведение осмотра помещений с инвентаризацией или без нее, выемка документов (ст. ст. 31, 92, 94, 98, 99 НК РФ);
• Проведение экспертиз, как правило, почерковедческих и (или) финансово-экономических (ст. 95 НК РФ).
Отдельное внимание налоговые адвокаты советуют уделить допросу в налоговой в качестве свидетеля. Важно понимать, что любой допрос в налоговой происходит в рамках сбора доказательственной базы, подтверждающей нарушение законодательства о налогах и сборах.
Отметим, что проникновение налоговых инспекторов на территорию (офис или склад) проверяемой организации возможно только с предъявлением на обозрение налогоплательщику служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки.
Выемка же возможна только в случае просрочки ответа на требование о представлении документов и информации (противодействия налоговому контролю) и при предъявлении налогоплательщику мотивированного постановления о производстве выемки.
По общему правилу выездная налоговая проверка может длиться не более двух месяцев и продлеваться до четырех и шести месяцев соответственно.
Так же проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев, а в исключительных случаях до девяти месяцев, поэтому не редко от момента вынесения решения о проведении выездной проверки и до составления справки об ее окончании проходит год.
После окончания выездной налоговой проверки и составления справки у налогового органа есть два месяца на составление акта. После его составления акт по налоговой проверке должен быть вручен уполномоченному лицу проверяемой организации в течении пяти дней.
При этом, в случае несогласия с результатами проверки изложенными в акте налогоплательщик имеет право подготовить возражения на акт налоговой проверки и направить их в налоговую инспекцию проводившую проверку в течении месяца с даты получения такого акта.
Подготовка возражений на акт налоговой проверки — это один из самых важных моментов сопровождения налоговой проверки. Как показывает практика именно на стадии досудебного обжалования акта налоговой проверки удаётся снизить существенные суммы доначислений. Данная тенденция наблюдается с 2014 года.
После получения возражений ИФНС проводящая проверку имеет право выйти на дополнительные мероприятия налогового контроля. В рамках данных мероприятий ИФНС не имеет право выявлять новые налоговые нарушения, проверяющие лишь усиливают правовую позицию по выявленным нарушениям, собирая дополнительные доказательства.
Далее налоговая инспекция выносит решение по итогам выездной налоговой проверки и как показывает практика в 99 % случаев с доначислениями налогов, штрафов и пени. Организация имеет право подготовить жалобу в УФНС на такое решение.
В случае если и УФНС примет решение по жалобе не в пользу организации за защитой своих прав налогоплательщик может обратится в налоговый арбитраж.
Налоговые судебные споры одни из самых сложных и поэтому налоговые юристы S’Mart group рекомендуют формировать правовую позицию на стадии проведения налоговой проверки, привлекая профессионалов.
По статистике привлечение налогового юриста (адвоката) для сопровождения выездной налоговой проверки на более ранних стадиях ее проведения с большей вероятностью позволяет снизить суммы налоговых доначислений.
Отдавая на откуп сопровождение выездной налоговой проверки или разрешения налогового спора штатным специалистам, организация уменьшает шансы на успешный исход налогового спора.
Налоговые юристы S’Mart group оказывают весь спектр услуг по сопровождению налоговой проверки от подготовки ответа на первичное требование налогового органа до обжалования результатов в вышестоящем налоговом органе и в арбитраже.
Стоимость услуг по сопровождению налоговых проверок от 30 000 руб. в месяц.